Эмблема
Футер

Возникновение Пскова теряется в легендарных далях: «от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми». В 903 г. город уже существовал; согласно летописи, в этот год князь Игорь взял в жены Ольгу «родом из Пскова». Город вырос на порубежных землях и, как былинный богатырь, встал на защиту родной земли. На обрывистых склонах известковых выходов, в месте впадения Псковы в р. Великую, поднялись деревянные стены града, позднее названного Детинцем, или Кромом. В те далекие времена Псков входил в состав Новгородских земель и считался его пригородом. До середины XIV в. он юридически зависел от Великого Новгорода. В силу этого в художественной культуре Пскова имеется много общих черт с новгородской.

Первые каменные постройки появляются в Пскове в XII в. В центре Детинца возводится главный собор города — Троицкий, ставший таким же символом города, как и София в Новгороде. В XIV в. этот собор после обрушения сводов был перестроен.

Укрепляются подступы к городу. На левом берегу Великой, в древнем Мирожском монастыре, основанном в начале XI в., между 1136 и 1156 гг. сооружается Спасо-Преображенский собор. Собор этот был владычным, строился он на средства новгородского епископа (владыки) грека Нифонта (ИЗО—1156 гг.) — богатейшего землевладельца и видного политического деятеля. Он занимал вполне светскую должность председателя Совета господ — новгородского органа власти, был «сберегателем» государственной казны. Мирожский монастырь Нифонт превращает в идейно-художественный очаг отделившейся от Киева новгородской церкви.Нифонт, естественно, был сторонником греческой церкви, и, очевидно, ему принадлежит инициатива создания крестообразной объемно-пространственной структуры Спасо-Преображенского собора (рис. 1), которая была характерна для Греции, Константинополя, Болгарии, а также культовых построек на Кавказе и в Крыму. При этом, возможно, сказались также соображения экономии и усиления прочности храма, учитывая мягкость псковского плитняка.

Спасо-Преображенский собор в Пскове

Рис.1 Спасо-Преображенский собор (1136—1156 гг.) Мирожского монастыря в Пскове
а — западный фасад (реконструкция Г. В. Алферовой); б — план; в — разрез

Собор возводился в аналогичной новгородским постройкам строительной технике: из местного плитняка с прокладками плинфы на цемяночном растворе. Арочные перемычки и закомары выкладывались из кирпича, образуя орнаментальные красноватые обрамления, четко выделявшиеся на затертой известковым раствором белой стене. Эти детали, а также участие местных мастеров, придавших особую живописность и пластичность формам собора, сделали его облик более «мягким» и интимным, чем монументальных величественных храмов Новгорода первой половины XII в. Силуэт храма, судя по его изображениям на иконах, дополнялся башней, подобно новгородским соборам Георгиевского и Антониева монастырей. Мирожский монастырь первым встречал врага, а потому его башня служила дозорной вышкой.

Собор Ивановского монастыря в Пскове.

Рис.2. Собор Ивановского монастыря( XII в.) в Пскове.
а- южный фасад; б- план.

На другом краю города в конце XII в. строится собор Ивановского монастыря. Это каменное здание сооружается за счет княжеской казны и сохраняет многие черты русских построек XII в. У шестистолпного с тремя апсидами и деревянными П-образными хорами собора даже пропорции в плане характерны для храмов данного типа — его ширина относится к общей длине как 2:3. Показательно и устройство двух небольших глав над хорами для лучшего их освещения. Стены этого собора выложены в технике, аналогичной применявшейся новгородскими мастерами. И все-таки псковский собор благодаря своей приземистости, небольшому количеству окон без ритмического их повторения создает более житейский, обыденный образ храма, приближенного к человеку, что станет в дальнейшем характерной чертой псковского зодчества (рис. 2,3).

Собор Ивановского монастыря в Пскове.

Рис.3. Собор Ивановского монастыря( XII в.) в Пскове. Современный вид.

Собор Ивановского монастыря очень рационален: на 1 м2 пола приходится всего 10,6 м3 внутреннего пространства — в два раза меньше, чем в Софии Новгородской. Примечательно также и внимание псковских зодчих к обиходным деталям. Западные столбы подкупольного квадрата имеют восьмиугольное сечение, что улучшает видимость алтарной части, а столбы, поддерживающие хоры и несущие меньшую нагрузку, из тех же соображений выполнены круглыми. Невысокие, приближенные по размерам к человеку, разные по форме столбы делают интерьер простым и уютным.

Тринадцатый век для Пскова, как и для Новгорода,— век тяжелых испытаний, борьбы с захватчиками за свою независимость и за всю Русскую землю. На узкой полосе Псковской вотчины, протянувшейся на 300 верст вдоль бассейна р. Великой, ставятся в беспокойные годы XIII—XIV вв. новые крепости, а старые перестраиваются и усиливаются (Изборск, Остров, Гдов и др.). Одевается в камень и сам Псков. Каменная стена в нем огораживает Довмонтов город (1266 г.), защищавший псковскую святыню — Кром.

Мужество и военная доблесть псковичей разбили полчища немецких рыцарей. Потянулись по Великой в Чудское озеро и далее по Нарове в Балтийское море торговые караваны псковских купцов. «Пригород» начинает успешно соперничать с самим «Господином Великим Новгородом», который вынужден в 1348 г. признать Псков своим «младшим братом». Политическая и экономическая самостоятельность Псковской республики способствует росту города и расцвету псковской художественной школы.

К концу XV в. Псков превращается в огромный по тем временам город с пятью оборонительными поясами. Так, польский царедворец Пиотровский, принимавший участие в осаде Пскова в 1581 г., писал: «Боже, какой большой город! Точно Париж». Росли вокруг Крома районы города и обносились новыми крепостными стенами (рис. 4). В Старом Застенье в 1309 г. были возведены каменные укрепления. Деревянные стены (1375 г.) Нового Застенья в 1387 г. укрепляются каменными башнями. К концу XV в. каменное кольцо уже окружает Окольный город, перекидывается через Пскову и охватывает Запсковье. Вся территория Пскова делилась на шесть «концов», которые, в свою очередь, подразделялись на «сотни», а последние — на улицы.

Схема плана Пскова

Рис.4. Схема плана Пскова.
I— Детинец; II— Довмонтов город;III— Старый Торг; IV— стена Старого Застенья;
V — стена Нового Застенья; VI — стена Полонища и Запсковья; VII — Новый Торг

За стенами Крома, на «сенях» Троицкого собора заседал Правительственный совет, который подчинялся вечу. Но фактически власть находилась в руках бояр и крупных купцов. Там же хранился государственный архив республики. В Детинце находились запасы хлеба, оружия и пороха. Звонница собора с вечевым колокрлом стояла прямо на крепостной стене, обращенной к городу. К подножию Крома прижался тесно застроенный богатыми хоромами и церквами Довмонтов город. Сквозь весь город к воротам Детинца вели две главные улицы — Великая и Петровская.

Под прикрытием мощных стен Довмонтова города над р. Великой разместился Старый Торг. На обширной площади, мощенной деревянными плахами, под каменными шатрами стояли пушки, пищали, «тюфяки» (особый вид орудий). Вокруг площади теснились лавки, церкви, съезжие избы, палаты для писцов и питейные дома. Ближе к стене возвышался княжеский двор, который сменил казенный государев двор. Паутина улиц протянулась между внутренними и внешними воротами, выводившими в Окольный город — самый большой и наиболее демократичный район. Избы ремесленников чередовались здесь с купеческими палатами, гостиные дворы — Московский, Немецкий, Тверской и др.— соседствовали с монастырями, громадные амбары и небольшие лавчонки окружали казенные дворы. В дополнение к Пушечному, Тюремному, Таможенному дворам в 1425 г. Псковская республика строит свой Денежный двор и чеканит собственную монету. Возводятся и многочисленные каменные церкви. Так, только в XIV в. были сооружены 24 храма.

Практичные псковичи строят церкви у городских ворот и переправ, на речных излучинах и возле мостов. Они используют силуэты храмов и звонниц как ориентиры в путанице средневековых улиц и как маяки на водных путях. Кормчие вели свои утлые суденышки, ориентируясь на четко вырисовывающиеся очертания звонниц, а уставшие путники шли на звон колоколов. Скромные уличанские храмы являлись общественными зданиями, возле них собирались на вече прихожане, в их трапезных вершились мирские дела. В каменных подклетах кончанских церквей хранились товары и порох для народного ополчения.

Своеобразие жизни Пскова, ее народные черты, усиленные республиканским строем, истинный патриотизм получили самовыражение и в архитектуре XIV в. Подобно избам, обрастают храмы приделами, притворами, галереями с крыльцами, неприхотливыми звонницами.

По-видимому, в конце XIII в. перестраивается в соответствии с потребностями псковичей Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, построенный по заказу владыки Нифонта. Пробиваются стены в западных угловых помещениях, которые включаются в интерьер храма, расширяя его. Одновременно над пониженными объемами надстраиваются так называемые палатки, благодаря чему прясла западного фасада становятся равной высоты и завершаются тремя закомарами (рис. 5, а).

Удобный и живописный объем храма с более монументальным западным фасадом, видимо, пришелся по вкусу псковичам; так, в 1310 г. в Снетогорском монастыре сооружается собор по образцу реконструированного Мирожского. На уровне первого яруса он имеет схему, аналогичную четырехстолпным храмам, но выше его пространство приобретает крестообразную форму, завершающуюся световой главой (рис. 5, б).

Характерно, что Троицкий собор, который в 1365 г. заложили «по старой основе» (летопись подтверждают сохра¬нившиеся в подклете древние захоронения), имел близкую храмам Мирожского и Снетогорского монастырей композиционную схему (рис. 5, в ), о чем свидетельствует чертеж XVII в. Строил главный городской собор, как предполагают, псковский мастер Кирилл, который согласно летописи поставил «во имя свое» на Гребле церковь Кирилла, ряд других храмов и гражданских построек. С Троицким собором связывается и устройство Кириллом ступенчато-повышенных подпружных арок, позволивших понизить весь объем храма и соорудить вокруг барабана кокошники,— прием, получивший распространение на всей Руси. Типична форма пониженного нартекса с хорами, а также разновеликие приделы Александра Невского, князей Бориса и Глеба, как бы примкнувшие к Троицкому собору и создавшие живописную уравновешенную группу объемов.

Псковские храмы

Рис.5.Псковские храмы.
а — собор Мирожского монастыря после перестройки в XII—XIII вв. ( реконструкция Г. В. Алферовой);
б — собор (1310 г.) Снетогорского монас¬тыря (реконструкция П. Н. Максимова);
в — Троицкий собор (1365—1367 гг.; реконструкция А. А. Тица)

Псковские храмы

Рис.6. Основные типы сводчатых конструкций
древнерусских зданий
1-свод на парусах;
2- свод с несущей распалубкой;
3-ступенчатый свод

Так постепенно складывалась псковская архитектурная школа, очень органичная и практичная. Псковские каменщики переходят на более дешевую кладку целиком из местного плитняка на известковом растворе. Основным типом псковских церквей становятся четырехстолпные, с крестообразной организацией внутреннего пространства, храмы с одной главой на повышенных подпруж¬ных арках (рис. 6). Этот главный компактный объем со временем обрастал приделами, иногда даже деревянными, которые потом заменялись каменными. Несколько поколений мастеров дополняли архитектурное творение галереями, пристраивали крыльца и звонницы, создавая по частям единый ансамбль.

Расчетливые, с практической сметкой, народные мастера отказываются от сложного и конструктивно не оправданного в северных местностях позакомарного покрытия и переходят к поскатному, проверенному в течение сотен лет в деревянном зодчестве (рис. 7). Вырабатывают народные умельцы и безыскусный, но выразительный орнамент из чередующихся полос треугольных и прямоугольных впадин, увенчанных скромным арочным пояском. Эта «каменная кайма», подобная народному рукоделию, в течение двух веков являлась своеобразным автографом псковских зодчих. Учитывая свойства местного плитняка, легко выветривающегося, каменщики избегают мелких выступающих деталей и углубляют несложный узор в стену. Для укрепления поверхности стен они белят их известью, а своды закрывают досками или покрывают лемехом. Техническая смекалка и практические соображения находят свое выражение в поисках более практичных сводчатых конструкций, которые позволяют отказаться от внутренних опор, загромождавших помещения, особенно небольших церквей.

 Новгородские храмы

Рис.7. Основные типы покрытий древнерусских храмов (чертеж П. Н. Максимова )
Новгородские храмы:
1- Спаса на Нередице (1198 г.); 2- Николы на Липне (1292 г.);
3- Федора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.);
4-Димитрия Солунского на Славкове улице (1463 г.); 5 — Климента на Иворове улице (1520 г.)
Псковские храмы:
6-собор Мирожского монастыря (до 1156 г.);
7-собор Снетогорского монастыря (1310 г.);
8-Троицкий собор (1365—1367 гг.; рисунок XVII в.);
9- Козьмы и Демьяна с Примостья (1462— 1463 гг.);
10- храм в Кобыльем городище (1462 г.);
11- Богояв¬ления с Запсковья (1490-е годы — начале XVI в.)
1,6,7- позакомарные покрытия;
2, 3, 4, 5— посводные покрытия;
8, 9, 10,11— поскатные покрытия.

Псковским зодчим принадлежит остроумная конструкция уступчатых сводов, осуществлявшаяся ими в бесстолпных храмах (рис. 6). Так, жесткая пространственная конструкция из подымающихся ступеньками арок (Успенская церковь в Гдове—1431 г.), завершавшаяся световым барабаном, придавала внутреннему объему целостность и устремленность вверх. Понижение сводов к стенам уменьшало кубатуру, способствовало сохранению тепла зимой и улучшало освещение интерьера.

Церковь Василия с Горки

Рис.8. Церковь Василия с Горки (1413 г.) в Пскове
а — разрез; б — план

Для большей прочности псковские каменодельцы расширяли стены к низу, даже у церковных барабанов, что придавало храмам особую устойчивость. Приземистые, с неровной, словно вылепленной поверхностью наклоненных к центру стен, с упругими, как будто раздавшимися под давлением тяжести шеями глав, псковские храмы производят особое впечатление материальности. В них нет религиозной экзальтации, они необычайно обыденны и человечны.

Характерные черты храма псковского типа отчетливо проявляются в церкви Василия с Горки (рис. 8), построенной в 1413 г. Эта каменная церковь, сменившая деревянную, поставлена на обширных подвалах, в которых под мощными сводами хранилось нажитое добро. Кубообразный объем четырехстолпного храма величаво возвышался над окружавшими его постройками и увенчивался стройной главой. Его стены имели трехчастное деление и завершались закомарами, хотя весьма вероятно, что над приподнятыми подпружными арками были устроены деревянные щипцы. Геометрически четкий, чрезвычайно лаконичный основной объем с небольшим количеством проемов подчинял и объединял разновеликие и разновременные пристройки, окружавшие его (рис. 9).

Церковь Василия с Горки

Рис.9.Церковь Василия с Горки в Пскове

Храм Василия с Горки со свободной, композицией прижавшихся к его статичному ядру небольших приделов органично вписался в окружающую среду, он словно вырос на природном возвышении. Небольшие размеры придела, ризницы, крыльца сблизили храм с рядовой жилой застройкой, приобщили его к обычному миру человека. И в то же время крупномасштабность форм и лаконичность архитектурного языка не лишили храм общественного характера.

Простота форм, бесхитростность внешнего вида сочетались с прогрессивной конструкцией сводов, с повышенными подпружными арками и четырьмя рядами голосников, обеспечивших прекрасные акустические свойства. Придел церкви Василия с Горки представляет собой один из ранних примеров применения бесстолпных сводов с главой. Бесстолпные храмы получают широкое распространение в XV в., они покрываются обычной восьмискатной крышей, окружаются галереями и папертями, к которым пристраиваются уютные крылечки с короткими круглыми столбами, напоминающими толстые деревянные коротыши.

Неизменным компонентом псковских церквей становятся разнообразные звонницы, то трогательно прилепившиеся к стене храма, то величественно вздымающиеся рядом с ним, то крохотные, на два звона, и громадные с многими колоколами (рис. 10). Арки, образующие ритмический ряд с деревянными двускатными покрытиями, опираются на типичные для Пскова столбы. Круглые приземистые опоры словно вытесаны путем скоса углов из квадратных столбов.

Церковь Покрова от Пролома в Пскове

Рис.10. Церковь Покрова от Пролома (XIV—XVII вв.) в Пскове

Искусство псковских зодчих получает в XV в. широкое признание, и они строят даже в самой Москве, способствуя формированию общерусской архитектуры. В 1510 г. Псковские земли мирно входят в состав Русского государства.

В начало